«Государьская честь» или правовые механизмы защиты публичной власти: история и современность.
Хорунжий С.Н. «Государьская честь» или правовые механизмы защиты публичной власти: история и современность // Мониторинг правоприменения. – 2019. – № 4. С. 19–22. [список ВАК]
Извлечения:
Защита интересов публичной власти в лице её соответствующих органов и должностных лиц всегда являлась одной из основных государственных задач. История развития государства и права свидетельствует, что в качестве мер, обеспечивающих неприкосновенность власти, выступали не только элементы мифологизации и религиозной сакрализации, но и прямое физическое воздействие – наказание, подавление и ликвидация угрозы. Начиная от инсигний римских царей в виде трабеи и диадемы или же Мономаховой Державы Бориса Годунова – символических знаков могущества и элементов конкретной функции власти – и заканчивая совершенно осязаемым фактическим и юридическим правоприменением фасций – в законах Нумы Помпилия [4], батогами – в «Русской правде» (XI в.) или кнутом – «торговой казни» – в Судебнике Ивана III (1497 г.), государство всегда стремилось обеспечить надлежащий уровень защиты своих публичных интересов. Инструментарий применяемых мер менялся со временем, но неизменным оставался спор в отношении их допустимости, а также соразмерности степени и характеру деяния.
В части соблюдения требований пропорциональности, как ретроспективной реакции государства за совершенные правонарушения (преступления), представляет существенный интерес анализ развития норм права в процессе его систематизации и кодификации, что позволяло обеспечить прежде всего реализацию превентивных функций правового регулирования. В этом смысле представляет существенный интерес исследование кодифицированного памятника русского права [6] – Соборного Уложения 1649 года (далее также – «Уложение», «Уложение 1649 года»).
<…>
Проведенный выше сравнительно-исторический анализ некоторых норм Соборного Уложения 1649 года, а также современных правоположений позволяет сформулировать ряд выводов в части условий общности механизмов защиты публичной власти.
Первое. Единство юридической природы в квалификации власти, а также её персонализации в статусе публичного лица, обладающего специальным титулом, указывающего на источник возникновения права и являющегося основанием последующих государственных правомочий. Различия присутствуют лишь в определении конкретной первопричины власти и её происхождения в зависимости от конкретно-исторических периодов развития: Богодуховность «государьской чести» (Средневековья) и конституционный титул Президента как гаранта реализации представляемого им многонационального народа как единственного источника власти (XXI века).
Второе. Единство внешних атрибутов власти (инсигний), сохранившихся не столько количественно, сколько содержательно. Действующее законодательство под угрозой наказания императивно запрещает какие-либо формы проявления неуважения к внешним символам государства и власти: Государственному флагу Российской Федерации, Государственному гербу Российской Федерации, а также Государственному гимну Российской Федерации. В одном случае действия сопряжены с физическим уничтожением, в другом – моральном, информационно-публичном, уничижении власти и её титульных атрибутов.
Третье. Единство и многообразие правового инструментария защиты публичной власти и её представителей. Одни из первых попыток систематизации и кодификации законодательства, предпринятые разработчиками Соборного Уложения 1649 года, а также последующее совершенствование юридической техники привело, в конечном счете, к межотраслевому регулированию рассмотренных нами институтов зашиты публичной власти. Последние включают в себя нормы уголовного, административного и гражданского законодательства. Кроме того, указанное межотраслевое регулирование дополняется современными технологическими средствами правовой защиты конституционно значимых ценностей.
Исследование исторических корней современных правовых институтов и механизмов, понимание истории их развития всегда является важным инструментом в деле совершенствования действующего законодательства, что обеспечивает сохранение конституционно значимых правовых ценностей и перспективное развитие регулируемых законом правоотношений.
Библиографический список
Воробьев М.Н. Русская история. Ч. I. М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт. 1999. С. 97–98.
Ефремова Т.Ф. Толковый словарь русского языка. М., 2000.
Исаев М.А. История российского государства и права. – М.: Статут, 2012. С. 240.
Кофанов Л.Л. Lex и ius: возникновение и развитие римского права в VIII–III вв. до н.э. – М.: Статут, 2016.
Правовая защита лиц, сообщающих о фактах коррупции: научно-практическое пособие / В.Ю. Артемов, Н.А. Голованова, А.Ю. Заксон и др.; отв. ред. А.М. Цирин, Е.И. Спектор. – М.: ИЗиСП, 2016.
Судебная практика в современной правовой системе России: монография / Т.Я. Хабриева, В.В. Лазарев, А.В. Габов и др.; под ред. Т.Я. Хабриевой, В.В. Лазарева. – М.: ИЗиСП, НОРМА, ИНФРА-М, 2017.
Хорунжий С.Н. Ортодоксия в юриспруденции и теологии как элемент современной правовой среды // Мониторинг правоприменения. 2015. № 2. С. 4–11.
Хорунжий С.Н. Религиозная мораль в историческом контексте нормативного содержания современной правовой среды // Юридическая наука. 2016. № 2. С. 54–57.
Хорунжий С.Н. Юридико-этические «архаизмы» современной общественной морали: философский аспект // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Философия. 2015. № 1(15). С. 48–53.