Неправомочность органа или неправомочность состава представительного органа
Хорунжий С.Н. Неправомочность органа или неправомочность состава представительного органа // Государственная власть и местное самоуправление. 2019. № 6. С. 17–21 [список ВАК]
Извлечения:
В научной литературе вопросы, связанные с неправомочностью органа поднимаются с периодическим постоянством, что вызвано не только проблемами, возникающими в сфере правоприменительной деятельности, но и сравнительно регулярным изменением норм действующего законодательства, привносящий зачастую разночтения как в категориальный аппарат соответствующих правовых институтов, так и в механизмы их реализации. Подобная ситуация в полной мере относится к вопросам определения неправомочности органа или неправомочности состава органа, находящихся одновременно в поле правового регулирования нескольких законов и на стыке различных отраслей законодательства. Обширная и противоречивая законодательная база не позволяет с должной степенью глубины раскрыть соответствующие вопросы с научных позиций, замыкая внимание исследователей на решение в большей степени, бесспорно значимых, процедурных вопросов формирования таких органов.
Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67–ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – ФЗ № 67) в случае досрочного прекращения полномочий органов или депутатов, предусматривает возможность проведения досрочных или дополнительных выборов. Фундаментальные различия в основании для указанных выборов состоят в том, что либо осуществляется формирование нового состава представительного органа муниципального образования, либо проводятся «довыборы» в состав продолжающего свою деятельность органа текущей легислатуры. Выбор варианта зависит от наличия принципиально разных обстоятельств: или факта неправомочности органа, или констатации неправомочности его состава.
Неверная квалификация статуса представительного органа, вызванная нечетким законодательным определением последствий досрочного прекращения полномочий депутатов, является причиной постоянных и многочисленных судебных споров. Вместе с этим даже существующая достаточно обширная правоприменительная практика весьма противоречива. Причины тому, как представляется, в значительной степени состоят в присутствии разночтений между двумя базовыми законами: «материальном» и «процедурном».
<…>
Рассмотренные выше законоположения с учётом их судебного толкования позволяют сделать несколько выводов.
В основе квалификации «правомочности органа» и «правомочности состава» законодателем положен общий критерий – принципиальная возможность принятия представительным органом решений в рамках его компетенции; для этого численный состав органа должен позволять выносить (постановлять) какие-либо легитимные акты (как правило, не требующие квалифицированного большинства).
В свою очередь, неправомочность органа признаётся решением суда в случае невозможности принятия представительным органом муниципального образования какого-либо решения. Иными словами, признание судом неправомочности органа осуществляется посредством реализации п. 2 ч. 16 ст. 35 ФЗ № 131, предусматривающей вступление в силу решения суда о неправомочности состава. Поэтому можно говорить о признаках неправомочности состава и основаниях неправомочности органа. Признаки неправомочности состава: состав депутатов – менее двух третей от установленной численности депутатов при одновременном наличии возможности принятия решений, не требующих квалифицированного большинства. Основанием же неправомочности органа является судебное решение о неправомочность состава представительного органа.
Таким образом, неправомочность состава и неправомочность органа вытекает из единой категории, которую следует признать родовой – неправомочность состава органа.
Библиографический список
Вискулова В.В. О назначении досрочных выборов // Журнал российского права. 2015. № 6. С. 26–37.
Журавлев В.П. Возможности совершенствования законодательства Российской Федерации о выборах // Ленинградский юридический журнал. 2017. № 2. С. 62–67.
Лютцер В.Л. Основные проблемы развития муниципального права и местного самоуправления в Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2017. № 10. С. 42–49.
Макарцев А.А. Назначение и проведение досрочных и дополнительных выборов депутатов представительных органов муниципальных образований в решениях судов общей юрисдикции // Государственная власть и местное самоуправление. 2017. № 7. С. 48–52.
Хорунжий С.Н. Обеспечение баланса интересов как задача органов государственной власти // Государственная власть и местное самоуправление. 2017. № 2. С. 29–33.