Конституционно-правовые аспекты дискреционных полномочий федерального законодателя в сфере избирательного права и процесса
Аннотация: в настоящей статье рассматриваются особенности реализации дискреционных полномочий федерального законодателя в области нормативного регулирования избирательных правоотношений. Проводится различие между административным усмотрением в организации органов публичной власти (деятельности публичных должностных лиц) и субстанционально присущей законодателю дискреции. Выявлена конституционно-правовая основа дискреции и определены три самостоятельные группы конституционно значимых элементов дискреционных полномочий, присущих федеральному законодателю, базовым основанием которых является баланс конституционно защищаемых ценностей. Установлено, что конституционно-правовыми границами и одновременно пределами дискреции законодателя выступает конституционная цель правового регулирования – обеспечение баланса конституционно защищаемых ценностей, которая позволяет федеральному законодателю реализовать принадлежащие ему и вытекающие из государственного суверенитета дискреционные полномочия, не нарушая при этом конституционно-правовые условия (основания, границы и пределы) их осуществления.
Хорунжий С.Н. Правовой баланс как самостоятельная юридическая ценность: механизмы его обеспечения и регулирования. – Воронеж, Изд-во ВГУ, 2019. – 526 с.
- Опубликовано: Хорунжий С.Н. Правовой баланс как самостоятельная юридическая ценность: механизмы его обеспечения и регулирования. – Воронеж, Изд-во ВГУ, 2019. – 526 с.
- Аннотация: в монографии исследуются исторические и юридические закономерности формирования научных представлений о балансе конституционно защищаемых ценностей, а также практические аспекты его обеспечения в конкретных сферах правоприменительной деятельности органов публичной власти, институтах гражданского общества. Рассмотрены теоретические и практические аспекты баланса субъективных гражданских и субъективных публичных прав, особенности баланса частных и публичных интересов. Исследованы межотраслевые аспекты корреляции правовых ценностей с нормами морали и нравственности, а также с содержанием современных конституционно защищаемых ценностей. Определены особенности взаимовлияния правовых ценностей, обеспечивающих баланс частноправовых и публично-правовых начал. Сформулированы способы и механизмы обеспечения баланса конституционно защищаемых ценностей.
- Для специалистов в области конституционного права, теории государства и права, а также для представителей юридического сообщества, философов, социологов и политологов, интересующихся меж- отраслевыми аспектами соотношения публичного и частного права.
«Государьская честь» или правовые механизмы защиты публичной власти: история и современность.
- Опубликовано: Хорунжий С.Н. «Государьская честь» или правовые механизмы защиты публичной власти: история и современность // Мониторинг правоприменения. – 2019. – № 4. С. 19–22. [список ВАК]
- Аннотация: на примере ряда норм Соборного Уложения 1649 года иллюстрируется общность механизмов правового регулирования, обеспечивающих защиту публичной власти и её отдельных институтов в современной России. Сопоставительный анализ норм государственного права XVII века и правоположений современного законодательства позволяет говорить о единстве правового основания – правового титула, определяющего источник происхождения права. Титул, не являясь самостоятельным правом, обеспечивает защиту публичного лица, персонализирующего его носителя – главы государства. В статье демонстрируется межотраслевой характер правовых механизмов, обеспечивающих защиту носителя правового титула нормами публичного и частного права, а также современных технологических средств правовой защиты конституционно защищаемых ценностей.
Неправомочность органа или неправомочность состава представительного органа
- Опубликовано: Хорунжий С.Н. Неправомочность органа или неправомочность состава представительного органа // Государственная власть и местное самоуправление. 2019. № 6. С. 17–21 [список ВАК]
- Аннотация: в настоящей статье рассматриваются проблемы разграничения категорий «неправомочность органа» и «неправомочность состава» органа, определяющих по смыслу действующего федерального законодательства различный правовой статус органа публичной власти, что влечет за собой противоположные правовые последствия: либо прекращение деятельности органа, либо возможность продолжения реализации им своих публичных полномочий. На примере представительных органов муниципальных образований, анализа норм действующего законодательства и правоприменительной практики делается вывод о том, что в основе квалификации «правомочности органа» и «правомочности состава» законодателем положен общий критерий – принципиальная возможность принятия представительным органом решений в рамках его компетенции; для этого численный состав органа должен позволять принимать какие-либо легитимные решения (как правило, не требующие квалифицированного большинства). Признание же судом неправомочности органа осуществляется посредством реализации норм, предусматривающей вступление в силу решения суда о неправомочности состава. Поэтому представляется, что неправомочность состава и неправомочность органа вытекает из общей для них родовой категории – неправомочность состава органа.
Субъективные публичные права: некоторые аспекты происхождения и содержания
- Опубликовано: Хорунжий С.Н. Субъективные публичные права: некоторые аспекты происхождения и содержания // Мониторинг правоприменения. 2018. № 3. С. 9—16. [список ВАК]
- Аннотация: Цель настоящей работы – определить юридическое содержание правовой категории «субъективное публичное право», ограничить от смежных правовых понятий и отраслевых институтов публичного и частного права.
- Метод исследования – сравнительный анализ отраслевого законодательства, норм частного и публичного права, ретроспективный и юридико-догматический подход в исследовании развития правовых норм и институтов.
- Полученные результаты. В работе впервые исследуются субъективне публичные права и субъективные гражданские права во взаимосвязи частного и публичного права на основе правового баланса защищаемых ценностей и законных интересов. В представленной части исследования установлено и продемонстрировано наличие собственного самостоятельного юридического содержания исследованной категории «субъективное публичного права», не являющего эквивалентом субъективного гражданского права в отраслях частного права; указана недопустимость действий «по собственному усмотрению» в деятельности должностных лиц и органов публичной власти, исключительность применения дискреционных полномочий, исключающих проявление коррупции.
Evolutive interpretation of acts of the ECHR and law enforcement of the Constitutional Court of the Russian Federation
- Опубликовано: Khorunzhiy S.N. Evolutive interpretation of acts of the ECHR and law enforcement of the Constitutional Court of the Russian Federation / ICON•S 2017 Conference on “Courts, Powers, Public Law”, Copenhagen, July 5-7, 2017
- Annotation: Modern legal instruments are undergoing constant change. The reason for this is the objective need to maintain the balance in the law, which provide effective protection of the legitimate interests of human and civil, and as a field of public and private law at the same time. As one of the methods to solve the problem of ensuring and protecting the rights, subject to the balance of public and private interests is considered “evolutive interpretation” of the ECHR. This interpretation is a manifestation of “judicial activism” which “deconstructs” the norms established earlier giving them a new life. The article also analyzes the use of evolutive interpretation in the field of private law public law, as well as in the activities of the specialized international organizations (for example International Organization of Supreme Audit Institutions). In the study, the author demonstrates the need to take into account unusual for individual public sovereignty of the state, which is a must in the national legislation. This quality allows us to identify the boundaries of the “evolutive interpretation”, as well as to formulate its principles on the example of the practice of the Constitutional Court of the Russian Federation. The practical significance of the issues addressed is to define the balance between conventional and national legislation, search options for harmonization in order to flawless execution of the ECHR judgments, as a guarantee of its credibility.
Обеспечение баланса интересов как задача органов государственной власти
- Опубликовано: Хорунжий С.Н. Обеспечение баланса интересов как задача органов государственной власти / Конституционное право: итоги развития, проблемы и перспективы. Сборник материалов международной научной конференции. (Москва, 16–18 марта 2017 г.). Отв. ред. С.А. Авакьян. – М.: Проспект, 2017. – 320 с.
- Аннотация: в статье предпринята попытка найти правовую основу для решения вопроса о легитимности возложении на органы государственной власти конкретных функций и задач. Сделан вывод о том, что таким основанием выступает баланс интересов, который одновременно является конституционным фундаментом частноправовых и публично-правовых начал; утверждается, что именно поиск указанного баланса частных и публичных интересов на основе конституционно-значимых ценностей предопределяет решение вопросов о степени, способах и формах влияния государства на общественные отношения.
Обеспечение баланса интересов как задача органов государственной власти
- Опубликовано: Хорунжий С.Н. Обеспечение баланса интересов как задача органов государственной власти // Государственная власть и местное самоуправление. 2017. № 2. С. 29–33. [список ВАК]
- Аннотация: в статье предпринята попытка найти правовую основу для решения вопроса о легитимности возложении на органы государственной власти конкретных функций и задач. Сделан вывод о том, что таким основанием выступает баланс интересов, который одновременно является конституционным фундаментом частноправовых и публично-правовых начал; утверждается, что именно поиск указанного баланса частных и публичных интересов на основе конституционно-значимых ценностей предопределяет решение вопросов о степени, способах и формах влияния государства на общественные отношения.
Морально-нравственные ценности доверия к власти и принимаемым решениям
- Опубликовано: Хорунжий С.Н. Морально-нравственные ценности доверия к власти и принимаемым решениям // Мониторинг правоприменения. 2017. № 4. С. 4—14. [список ВАК]
- Аннотация: в настоящей статье исследуются конституционные основы лояльности к власти как самостоятельной правовой ценности в виде различных формализованных юридических предписаний, призванных содействовать формированию лояльного и доверительного отношения к принимаемым решениям публичных органов. Рассматривается тесная взаимосвязь норм морали и нравственности с межотраслевым принципом справедливости, указывается на недопустимость феноменологической редукции категории «справедливость». Формулируется вывод, что реализация конституционного принципа поддержания доверия, предполагающего сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему правовых норм, надлежащее гарантирование правового положения субъектов длящихся правоотношений, пре- доставление им адекватных временных и иных возможностей для адаптации к изменившимся нормативным условиям приобретения и реализации соответствующих прав и свобод, возможна только в ситуации обеспечения баланса ценностей частноправовых и публично-правовых сфер жизни.
Конституционная идеология и баланс защищаемых правовых ценностей
- Опубликовано: Хорунжий С.Н. Конституционная идеология и баланс защищаемых правовых ценностей // Вестник Воронежского государственного университета. Серия «Право». 2017. № 2. С. 13–17. [список ВАК]
- Аннотация: в статье анализируются существующие в науке подходы к государственной идеологии; формулируется вывод о существовании конституционной идеологии, в основе которой лежит баланс конституционно-защищаемых правовых ценностей.
Доверие к власти и конституционный запрет на оценку действий публичных органов
- Опубликовано: Хорунжий С.Н. Доверие к власти и конституционный запрет на оценку действий публичных органов // Администратор суда. – 2017. – № 4. – С. 8–12. [список ВАК]
- Аннотация: в настоящей статье исследуются конституционные основы лояльности к власти как самостоятельной правовой ценности в виде различных формализованных юридических предписаний, призванных содействовать формированию лояльного и доверительного отношения к принимаемым решениям публичных органов. Рассматривается тесная взаимосвязь норм морали и нравственности с межотраслевым принципом справедливости, указывается на недопустимость феноменологической редукции категории «справедливость». Формулируется вывод, что реализация конституционного принципа поддержания доверия, предполагающего сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему правовых норм, надлежащее гарантирование правового положения субъектов длящихся правоотношений, предоставление им адекватных временных и иных возможностей для адаптации к изменившимся нормативным условиям приобретения и реализации соответствующих прав и свобод, возможна только в ситуации обеспечения баланса ценностей частноправовых и публично-правовых сфер жизни.
Деконструкция баланса частных и публичных интересов
- Опубликовано: Хорунжий С.Н. Деконструкция баланса частных и публичных интересов // Мониторинг правоприменения. 2017. № 2. С. 13—18. [список ВАК]
- Аннотация: в настоящей статье рассматриваются конституционные элементы баланса частноправовых и публично-правовых начал действующего законодательства; исследуются методологические аспекты применения деконструкции в юриспруденции, в качестве самостоятельного направления юридических исследований, предложенного Ж. Деррида. Указывается, что деконструкция текста закона не сводится к его анализу, является необходимым условием выявления содержания права «сегодняшнего дня», современного понимания справедливого и законного. В качестве одной из форм применения деконструкции в праве автор анализирует особенности эволютивного толкования на примере практики Конституционного Суда Российской Федерации. Формулируется вывод о том, что деконструкция (перепостроение) действующих норм права является дополнительным инструментом, который позволяет обеспечить полноценную защиту публичных и частных интересов
Применение эволютивного толкования в обеспечении защиты прав и свобод человека и гражданина
- Опубликовано: Хорунжий С.Н. Применение эволютивного толкования в обеспечении защиты прав и свобод человека и гражданина / Права и свободы человека и гражданина: теоретические аспекты и юридическая практика: Материалы ежегодной Всероссийский научной конференции памяти профессора Феликса Михайловича Рудинского, 27 апреля 2017 года / Под общ. ред. Д.А.Пашенцева. – Рязань, 2017. С. 208–211.
- Извлечения: Наверное, первым, кто в нашей стране обратил внимание на проблему эволютивного толкования был В. А. Туманов. По его мнению, правовые дискуссии 60-х – 70-х гг. XX в. завершились победой сторонников эволютивного подхода над теми, кто считал, что толкование должно основываться прежде всего на намерениях и представлениях отцов – основателей Конвенции. По мнению первого судьи от России в Европейском Суде по правам человека (далее – ЕС), автономное толкование понятий является одним из юридических средств и методов, с помощью которых достигаются цели Конвенции в свете сегодняшнего дня .
- В настоящее время практика ЕС стала проникать в национальную правовую среду, в том числе посредством конституционного судопроизводства при решении вопросов о возможной имплементации международных норм и принципов в российскую правовую систему.
Конституционный баланс как самостоятельная ценность
- Опубликовано: Хорунжий С.Н. Конституционный баланс как самостоятельная ценность // Cовременный юрист. 2017. №1(18). С.60–71. [список ВАК]
- Аннотация: в настоящей статье рассматриваются конституционные аспекты баланса прав и законных интересов с точки зрения их отраслевого содержания, реализации в нормах действующего законодательства, а также практической деятельности органов государственной власти. Анализируется тесная связь баланса с конституционной идеологией.
- Целью предпринятого исследования является обоснование возможности квалификации баланса в качестве самостоятельной конституционно-защищаемой ценности, что достигается решением, в частности, следующих задач: исследование междисциплинарного значения баланса интересов; проведение межотраслевого сопоставления частных и публичных интересов; обоснование конституционно-закрепленного консенсуса, основанного на букве и духе Основного закона, который выступает базой для построения баланса системы ценностей.
- Методология: в ходе работы использовался системный подход в его компаративистском, сравнительно-правовом значении, с учетом системной взаимосвязи сформулированных Конституционным судом РФ правоположений, а также приемы деконструкции юридических норм к существующим общественным отношениям.
- Вывод: межотраслевое применение баланса в частных и публичных отношениях, правовое регулирование баланса прав и законных интересов, а также закрепленных в Конституции РФ фундаментальных принципах права, свидетельствует о существовании правового баланса в качестве самостоятельной конституционно-защищаемой ценности.
Идеологический баланс конституционно-защищаемых ценностей
- Опубликовано: Хорунжий С.Н. Идеологический баланс конституционно-защищаемых ценностей // Российское государствоведение. 2016. № 4. С. 7–17.
- Аннотация: в статье анализируются некоторые конституционные правоположения, устанавливающие основополагающие юридические ценности в качестве правовых идеологем; формулируется вывод о существовании конституционной идеологии, в основе которой лежит баланс конституционно-защищаемых правовых ценностей.
Конституционная идеология баланса правовых ценностей
- Опубликовано: Хорунжий С.Н. Конституционная идеология баланса правовых ценностей // Юридическая гносеология. 2016. № 3. С. 78–85.
- Аннотация: в статье анализируются существующие в науке подходы к государственной идеологии; формулируется вывод о существовании конституционной идеологии, в основе которой лежит баланс конституционно-защищаемых правовых ценностей.
Правовые основы защиты частных и публичных интересов
- Опубликовано: Хорунжий С.Н. Правовые основы защиты частных и публичных интересов // Юридическая наука. 2016. № 5. С. 34–40. [список ВАК]
- Аннотация: в статье рассматриваются научно-практические вопросы защиты частных и публичных интересов, а также процессуальные особенности их реализации. Делается вывод о том, что содержание публичных и частных начал правового регулирования определяется фундаментальным требованием действующего правопорядка – соблюдением баланса частных и публичных интересов.
Административные процедуры внеинституциональных структур публичной власти: лоббирование в условиях модернизации правовой среды
- Опубликовано: Хорунжий С.Н. Административные процедуры внеинституциональных структур публичной власти: лоббирование в условиях модернизации правовой среды // Мониторинг правоприменения. 2016. № 3. С. 23—31. [список ВАК]
- Аннотация: в настоящей статье рассматриваются основополагающие аспекты функционирования внеинституциональных структур публичной власти на примере лоббистской деятельности; акцентуация лоббирования в управленческой сфере и особенности сложившейся современной правовой среды позволяют утверждать, что в наиболее полной форме лоббизм может быть раскрыт и регламентирован с использованием институтов администрирования права; по этой причине, а также в целях повышения эффективности публичного администрирования сформулированы конкретные предложения о правилах, нормах и компонентах административных процедур лоббизма в деятельности должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, а также органов публичной власти.
Принцип повиновения власти: христианский и конституционный взгляд на современную правовую среду
- Опубликовано: Хорунжий С.Н. Принцип повиновения власти: христианский и конституционный взгляд на современную правовую среду / А.В. Арапов, С.Н. Хорунжий // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Философия. 2016. № 2. С. 76–81. [список ВАК]
- Аннотация: секулярный принцип поддержания доверия граждан к закону и христианский принцип подчинения властям основаны на взаимосвязанных положениях, вытекающих из самой природы власти: обязательности, подчинения, лояльности. При этом упор делается на важность исполнения указанных ожиданий и требований, как элемента публичных ценностей – светских и религиозных. В этом состоит одно из отличий сект и переворотов – отрицание общепризнанных авторитетов и благ, постулирование исключительности своего собственного видения мира, его развития и совершенствования. Схожесть действия светского права и церковного, юридической доктрины и христианской ортодоксии подводит к логичному выводу об источниках светского права в религиозных правилах и нормах современной правовой среды.
Субсидиарная модель региональной организации контрольно-надзорных полномочий в финансово-бюджетной сфере
- Опубликовано: Хорунжий С.Н. Субсидиарная модель региональной организации контрольно-надзорных полномочий в финансово-бюджетной сфере // Регион: системы, экономика, управление. 2016. № 1 (32). С. 76–81. [список ВАК]
- Аннотация: в статье рассмотрена предлагаемая автором субсидиарная модель организации и деятельности органов государственной власти в части реализации ими финансово-бюджетных полномочий на региональном уровне. Указано, что локальные способы решения существующих проблем не способствуют эффективному достижению целей и задач контрольно-надзорной деятельности, поэтому требуется иная концепция управленческого контроля, соответствующая реалиям современной правовой среды