ПУБЛИКАЦИИ

источники и тексты

Административные процедуры внеинституциональных структур публичной власти: лоббирование в условиях модернизации правовой среды

Полный текст:
Хорунжий С.Н. Административные процедуры внеинституциональных структур публичной власти: лоббирование в условиях модернизации правовой среды // Мониторинг правоприменения. 2016. № 3. С. 23—31. [список ВАК]

Извлечения:
Модернизация действующего законодательства вызвана не только необходимостью совершенствовать правила законодательной техники и соответствующие правовые предписания, но прежде всего существующими объективными процессами властно-государственного и социально-экономического развития, влекущими за собой появление новых направлений и сфер, которые нуждаются в правовой регламентации. В качестве сравнительно нового института в практике государственного и муниципального управления можно выделить появление особого вида деятельности частных лиц по продвижению интересов в органах публичной власти в целях принятия наиболее благоприятного решения (лоббирование). О необходимости законодательного оформления данного института дискуссии ведутся с 1993 года, когда был подготовлен первый законопроект в этой сфере, вызвавший множество споров и научно-практических публикаций, за которыми последовала разработка альтернативных проектов и концепций [2, 4, 6,15].
В качестве попытки поставить точку следует, вероятно, рассматривать появившееся в указе Президента РФ от 11 апреля 2014 года № 226 поручение Правительству РФ «о создании нормативной правовой основы деятельности граждан и организаций по продвижению интересов социальной группы или индивида в государственных и муниципальных органах в целях принятия наиболее благоприятного для данной социальной группы или данного индивида решения (лоббизма), включая подготовку предложений о нормативном закреплении за соответствующим федеральным органом исполнительной власти функции разработки и реализации мер по последовательному введению в практику института лоббизма и о соответствующем кадровом усилении этого направления работы». Вместе с эти, как указано в Докладе Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации от 24 марта 2016 года, данный пункт плана не выполнен – закон о лоббизме не принят.

<…>

Итоги изучения законодательных практик европейских и западных стран позволяют сделать вывод о достаточно широком распространении внеинституциональных структур, участвующих в деятельности органов публичной власти. Различие состоит в глубине проникновения в структуру государственной власти, а также интеграции данных институтов с элементами гражданского общества и другими компонентами представительной демократии. В силу сказанного актуальным становится вопрос нормативной регламентации деятельности таких экстра-институциональных институтов, определения стандартов их деятельности, границ проникновения в управленческую сферу, что влечет за собой необходимость разработки административных процедур лоббизма в деятельности должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, а также органов публичной власти. Наличие указанных процедур позволит использовать положительный потенциал деятельности внеинституциональных структур и преодолеть известные недостатки.

Библиографический список
  • 1. Абрамова А.И. Лоббизм в законотворческой деятельности // Журнал российского права. 2014. № 6. С. 15–25.
  • Васильева С.В. Правовой институт лоббизма в России: оценка законодательства и перспектив формирования // Сравнительное конституционное обозрение. 2013. № 1. С. 136–148.
  • Венецианская комиссия: сто шагов к демократии через право: Монография / Под ред. Т. Я. Хабриевой, В. И. Лафитского. М., 2014.
  • Виноградов Т.П. Принципы законотворческого процесса в России: понятие, значение и система // Конституционное и муниципальное право. 2016. № 1. С. 58–61.
  • Грищенко А.Н. Перспективы института лоббизма как инструмента борьбы с коррупцией на примере инвестиционно-строительной сферы // Российский следователь. 2013. № 1. С. 25–28.
  • Иванов П.А. Проблемы конституционно-правового регулирования лоббизма в России // Конституционное и муниципальное право. 2014. № 6. С. 12–14.
  • Колосова Н.М. Лоббизм и коррупция // Журнал российского права. 2014. № 2. С. 53–59.
  • Концепция инновационного развития правовой среды / О. И. Чердаков, Н. А. Жильцов. М., 2013. 17 с.
  • Курбанов Р.А., Шведкова О.В., Белялова А.М. 98-я пленарная сессия Европейской комиссии за демократию через право (Венецианской комиссии): краткий обзор // Журнал российского права. 2014. N 5. С. 146–149.
  • Хабриева Т. Я. Стратегия социально-экономического развития России и модернизация законодательства // Концепция развития российского законодательства / под ред. Т. Я. Хабриевой, Ю. А. Тихомирова. М., 2010.
  • Хорунжий С. Н. Аффилированность как условие возникновения конфликта интересов в публично-правовой сфере // Мониторинг правоприменения. № 1–2016. — М. : ФБУ НЦПИ при Минюсте России, 2016. С. 67—72.
  • Хорунжий С. Н. Доктринальные аспекты правовой среды [Текст]: монография Воронеж: Издательско-полиграфический центр «Научная книга», 2014. – 231 с.
  • Хорунжий С.Н. Ответственность за незаконное вознаграждение от имени юридического лица: межотраслевой аспект антикоррупционного регулирования в условиях модернизации современной правовой среды // Административное право и процесс. 2015. №10. С. 46–49.
  • Хорунжий С. Н. Противодействие коррупции: исключительные полномочия органов внешнего государственного финансового контроля // Вестник АКСОР. 2016. №1. С. 115–119.
  • Шохин А.Н. Лоббистская деятельность бизнеса в Европейском союзе: практика, возможности, технологии // Журнал российского права. 2012. № 5. С. 85–92.
  • Report on the Role of Extra-Institutional Actors in the Democratic System (Lobbying) Adopted by the Venice Commission at its 94th Plenary Session (Venice, 8-9 March 2013) // http://www.venice.coe.int/webforms/documents/default.aspx?pdffile=CDL-AD(2013)011-e;
  • The OECD, Recommendation of the Council on Principles for Transparency and Integrity in Lobbying of 18 Feb. 2010 – C (2010)16.
font-style