Религиозная мораль в историческом контексте нормативного содержания современной правовой среды
01/03/16 08:46 отраслевые направления: история права и государства | теория права и государства
Полный текст:
Хорунжий С.Н. Религиозная мораль в историческом контексте нормативного содержания современной правовой среды // Юридическая наука. 2016. № 2. С. 54–57. [список ВАК]
Извлечения:
Диалог культур становится возможным и логически непреодолимым следствием признания нравственных ценностей каждой из них. Когда-то раскрытие (Божественного) Присутствия у горы Синай многочисленному народу Израиля, совершавшему исход из Египта, позволило освободиться от религиозных и культурных влияний египетских последователей «Книги мертвых». Однако корни такой религии продолжают в наше время воспроизводить семена нравственного релятивизма, когда мерилом выступает каждый человек с его пониманием относительности истины, ее исторической и этической изменчивости, постулируя порой аморальную вседозволенность. Современная общественная и юридическая жизнь свидетельствует о происходящих изменениях не только в части отдельных ценностных ориентаций, но в целом – о формировании специфической правовой среды, в нормативном содержании которой теряются связи между моралью и правом, нравственностью и законом.
Правовая среда рассматривается нами как совокупность общественных отношений, юридических связей, правовых доктрин и идей, правоприменительной практики, создающих предпосылки для правового поведения субъектов в соответствующей социальной системе, функционирующей в пределах государственной территории в конкретный исторический период её развития . При этом религиозные ценности рассматриваются в объективной и неразрывной связи с этапами культурного и нравственного развития общества и государства.
<…>
При отрицании глубинных корней происхождения норм морали и нравственности мы отвергаем также нормы, которые исторически объективно являются фундаментом нормативного содержания современной правовой среды. В конечном счете данные нормы теряют свое ценностное содержания, становятся исключительно правоисполнительным требованием . Следовательно, соблюдая «демократическую процедуру» можно ввести и разрешить любое поведение! Главное при этом – обеспечить соблюдение технико-юридических правил. В случае выбора такого пути развития общества мы исключаем не только мораль, но и справедливость, которые изначально лежали в истоках современного права и культуры европейской цивилизации т.е. своим настоящим отрицаем прошлое и тем самым ставим под большой вопрос общее будущее. Думается, именно в этом значении будет правильно говорить о принципе универсализма (Ю. Хабермас). При этом, как справедливо подчеркивается в научной литературе, что в «качестве "моральных" рассматриваются именно такие нормы, которые допускают универсализацию и не варьируются в зависимости от социальных пространств и исторических времен»; сам же принцип универсальности означает, что «на значимость могут претендовать только те нормы, которые получают (или могли бы получить) одобрение со стороны всех заинтересованных лиц как участников практического дискурса». В противном случае право, потеряв черты признанных социальным большинством уникальных предписаний, станет гомологичным субстратом глобального мира, лишенным всякой индивидуальности, а значит и персональной, личностной ценности.
Что же касается архаичной универсализации тотемизма, предпринятого Аменхотепом IV, то позволим цитату из комментария к книге Шмот (Исход): «там, где нет представления о Боге, не может быть и представления о человеке». Закон без признания истоков нравственности и истины также превращается в тотем – социальный или юридический, но всегда – с очевидным печальным исходом.
Хорунжий С.Н. Религиозная мораль в историческом контексте нормативного содержания современной правовой среды // Юридическая наука. 2016. № 2. С. 54–57. [список ВАК]
Извлечения:
Диалог культур становится возможным и логически непреодолимым следствием признания нравственных ценностей каждой из них. Когда-то раскрытие (Божественного) Присутствия у горы Синай многочисленному народу Израиля, совершавшему исход из Египта, позволило освободиться от религиозных и культурных влияний египетских последователей «Книги мертвых». Однако корни такой религии продолжают в наше время воспроизводить семена нравственного релятивизма, когда мерилом выступает каждый человек с его пониманием относительности истины, ее исторической и этической изменчивости, постулируя порой аморальную вседозволенность. Современная общественная и юридическая жизнь свидетельствует о происходящих изменениях не только в части отдельных ценностных ориентаций, но в целом – о формировании специфической правовой среды, в нормативном содержании которой теряются связи между моралью и правом, нравственностью и законом.
Правовая среда рассматривается нами как совокупность общественных отношений, юридических связей, правовых доктрин и идей, правоприменительной практики, создающих предпосылки для правового поведения субъектов в соответствующей социальной системе, функционирующей в пределах государственной территории в конкретный исторический период её развития . При этом религиозные ценности рассматриваются в объективной и неразрывной связи с этапами культурного и нравственного развития общества и государства.
<…>
При отрицании глубинных корней происхождения норм морали и нравственности мы отвергаем также нормы, которые исторически объективно являются фундаментом нормативного содержания современной правовой среды. В конечном счете данные нормы теряют свое ценностное содержания, становятся исключительно правоисполнительным требованием . Следовательно, соблюдая «демократическую процедуру» можно ввести и разрешить любое поведение! Главное при этом – обеспечить соблюдение технико-юридических правил. В случае выбора такого пути развития общества мы исключаем не только мораль, но и справедливость, которые изначально лежали в истоках современного права и культуры европейской цивилизации т.е. своим настоящим отрицаем прошлое и тем самым ставим под большой вопрос общее будущее. Думается, именно в этом значении будет правильно говорить о принципе универсализма (Ю. Хабермас). При этом, как справедливо подчеркивается в научной литературе, что в «качестве "моральных" рассматриваются именно такие нормы, которые допускают универсализацию и не варьируются в зависимости от социальных пространств и исторических времен»; сам же принцип универсальности означает, что «на значимость могут претендовать только те нормы, которые получают (или могли бы получить) одобрение со стороны всех заинтересованных лиц как участников практического дискурса». В противном случае право, потеряв черты признанных социальным большинством уникальных предписаний, станет гомологичным субстратом глобального мира, лишенным всякой индивидуальности, а значит и персональной, личностной ценности.
Что же касается архаичной универсализации тотемизма, предпринятого Аменхотепом IV, то позволим цитату из комментария к книге Шмот (Исход): «там, где нет представления о Боге, не может быть и представления о человеке». Закон без признания истоков нравственности и истины также превращается в тотем – социальный или юридический, но всегда – с очевидным печальным исходом.
Библиографический список
- Арапов А.В., Хорунжий С.Н. Ортодоксия как сочлененный институт христианской теологии и юриспруденции // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Философия. 2015. № 2(15). С. 84–94
- Гогин А.А. К вопросу о защите нравственности как фундаментальной социальной ценности // История государства и права. 2015. № 13. С. 14–18.
- Демина Л.А. Мораль, право и международный правопорядок в теории дискурса Юргена Хабермаса // История государства и права. 2015. № 6. С. 20–26.
- Зорькин В.Д. Право в условиях глобальных перемен: монография / В. Д Зорькин. – М.: НОРМА, 2013. – 496 с.
- Исаев И.А. Власть: авторитет и закон // История государства и права. 2014. № 1. С. 3–7.
- Исаев И.А. Теневая сторона закона. Иррациональное в праве: монография. М.: ПРОСПЕКТ, 2015. – 368 с.
- Морескини К. История патристической философии. М.: Издательство «Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина», 2011. – 864 с.
- Пашенцев Д.А. Взаимодействие правовых и религиозных норм: историко-теоретический аспект // История государства и права. 2015. № 17. С. 33–38.
- Филимонова И.В. Фикции древнего иудейского права // История государства и права. 2015. № 17. С. 13–17.
- Хорунжий С.Н. Доктринальные аспекты правовой среды. Воронеж: Издательско-полиграфический центр «Научная книга», 2014. – 231 с.