ПУБЛИКАЦИИ

источники и тексты

Идеологический баланс конституционно-защищаемых ценностей

Полный текст:
Хорунжий С.Н. Идеологический баланс конституционно-защищаемых ценностей // Российское государствоведение. 2016. № 4. С. 7–17.

Извлечения:
Связь идеологии и ценностей весьма содержательна. По справедливому замечанию Е. В. Смирновой, идеология «как часть ориентационного сознания не только познает, но и осознает окружающую действительность: состоит не только из фактических, но и из оценочных суждений, суждений соотносящих объекты оценки с потребностями и интересами оценивающего субъекта. <…> …идеологические оценки в свою очередь являются лишь одним из видов оценочных суждений (наряду с моральными, эстетическими, религиозными и др.). Идеологическое сознание не является исключительно ценностным, но и ценностное сознание не является только идеологическим» [19, c. 137]. В этом смысле не стоит бояться, что государственная идеология заменит иные мировоззренческие оценки и постулаты, формируемые в обществе и являющиеся порой достаточно автономными по отношению к официальной идеологии (опыт «бытовой жизни» граждан СССР явно свидетельствует об этом). Единственная проблема в этом случае состоит в том, что в случае радикального расслоения возникает две параллельные реальности, каждая из которых несет определенный ущерб содержательного и практического характера: идеология выхолащивается до уровня одиозного государственного и, одновременно, формально–необязательного норматива государственно-общественной жизни; бытовая же жизнь граждан лишается своего государство-образующего наполнения, когда государственно-правовые ценности патриотизма, долга и т.п. делиминируются в психологию «Haec me non laedunt» («это меня не касается», Курций).
В этом смысле идеологические ценности могут быть верифицированы по отношению к иным (моральным, религиозным, этическим) [4, с. 48–53; 22, с. 269–287]. Истинность их нормативного содержания определяется конкретными правоположениями, которые находят свое дальнейшее раскрытие в соответствующих нормах и статьях, правовых актах, принятых с соблюдением процедур, предусматривающих возможность непосредственного принятия (на референдуме) или через институты представительной демократии. И в первом и во втором случае закрепление государством идеологических ценностей предлагает соблюдение установленных демократических процедур участия населения в этом. Кроме того, даже принятые идеологические «стандарты» не означают аксиоматического отношения к ним со стороны граждан: они также могут быть изменены в соответствии с установленными процедурами.
Таким образом, с юридической точки зрения верификация идеологических ценностей (например, социального государства либо конституционного утверждения о высшей ценности человека, его прав и свобод) осуществляется посредством инструментов и способов их достижения, а именно через действия государственно-правовых механизмов, реализацию конкретных юридических предписаний, а также степени их исполнения.
По мнению Б. С. Эбзеева, конституционное признание политического плюрализма является «рефлексом на насаждавшийся десятилетиями идеологический монизм, который закреплялся советскими конституциями и поддерживался всеми институтами государственной власти» [25, с. 236–239]. Вместе с этим судья Конституционного суда России первого состава справедливо отмечает, что констатация идеологического многообразия в Конституции РФ не ограничивается провозглашением права на разработку и развитие теорий идеологического характера: Основной закон признаёт существование политических партий в качестве неотъемлемого условия конституционного строя, придаёт им статус института, необходимого для функционирования демократии в рамках правового государства.

<…>

Вместе с этим несмотря на важную роль и значение идеологии хотелось бы весьма аккуратно подходить к призывам о том, что «необходима правовая реидеологизация всех сторон общественного бытия, всех сфер правовых отношений на базе основополагающих парадигматических принципов юридической науки», а также «выработке полномасштабной, идейно последовательной правовой идеологии в России», которая позволит обеспечить объективную идеологическую обобщенность «идеологических ингредиентов» [24, с. 9, 13, 14].
Думается, что при решении указанного вопроса, несомненно, следует учитывать парадигму нашего национально-исторического бытия: единство закона, нравственности, морали и справедливости – всего того, что наполняет российскую правовую среду. Убеждены, что на идеологию, равно как и на одноименную функцию государства, распространяются требования о соблюдении баланса, обеспечение которого необходимо, в том числе в определении конкретных сфер идеологизации или «реидиологизации». Формирование конституционной идеологии возможно лишь на основе баланса конституционно-защищаемых правовых ценностей, что обеспечит гармоничное сосуществование частных и публичных интересов.

Библиографический список
  • Авакьян С. А. Конституция России: природа, эволюция, современность. 2-е изд. М., 2000.
  • Антоненко В.М. Преамбулы конституций и их правовое значение // Конституционное и муниципальное право. 2015. № 3. С. 9–12.
  • Антоненко В.М. Прямое действие Конституции Российской Федерации: автореферат дис. ... канд.юр.наук: 12.00.02 / Екатеринбург, 2014. С. 9–10.
  • Арапов А.В., Хорунжий С.Н. Юридико-этические "архаизмы" современной общественной морали: философский аспект // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Философия. 2015. № 1(15). С. 48–53.
  • Артемьева Р.В. Преамбула Конституции Российской Федерации: нормативное содержание и проблемы реализации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007.
  • Барциц И.Н. Правовое пространство России: вопросы конституционной̆ теории и практики. М., 2000.
  • Бондарь Н. С. Социоисторический динамизм Конституции – без переписывания конституционного текста // Журнал конституционного правосудия. 2014. № 2. С. 22–34.
  • Гаджиев Г. Отечество – не корпорация // Российская газета. Федеральный выпуск №6310 (38). 19 февраля 2014 г.
  • Зорькин В. Д. Конституция живёт в законах // Российская газета. № 6560 (288). 17 декабря 2014 г.
  • Зорькин В. Д. Право в условиях глобальных перемен: монография / В. Д. Зорькин. М., 2013.
  • Исаева К.М. Идеологическое многообразие как основа конституционного строй РФ: автореф. дис. …канд.юрид.наук. Махачкала, 2015.
  • Исаков В.Б. Право и идеология в демократическом обществе // Гражданское общество в России и за рубежом. 2011. С. 11–15.
  • Лутова Л.К. Преамбула нормативного правового акта (проблемы теории и практики): Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2011.
  • Мартышин О.В. Конституция и идеология // Государство и право. 2013. № 12. С. 34–44.
  • Мельников В.Ю Национальная идея в форме конституционной правовой идеологии // Актуальные проблемы юридической науки и практики. 2016. №4(23). С.101–105.
  • Мельников В.Ю. Нужна ли государству правовая идеология? // Наука и современность. 2016. № 1(7). С. 235–242.
  • Михайлов В.В. Деидеологизация как негативное социальное ограничение (на примере Конституции РФ) / Государственная идеология и современная Россия. Материалы Всероссийской̆ научно-общественной̆ конференции. Москва, 2014. С. 727–747.
  • Нудненко Л.А. Конституционное право России. Практикум. Учебное пособие для бакалавров. Изд. 2-е, испр. и доп. М., 2012.
  • Смирнова Е.В. Идеология в системе общественного сознания // КАСПИЙСКИЙ РЕГИОН: политика, экономика, культура. 2016. № 1(46).
  • Хорунжий С. Н. Конституционная идеология как элемент правовой среды // Государственная власть и местное самоуправление. 2014. № 10. С. 3–5.
  • Хорунжий С.Н. Доктринальные аспекты правовой среды. Воронеж, 2014.
  • Хорунжий С.Н. Политическая теология и секуляризация современной правовой среды // Вестник Российской нации. 2014. № 6. С. 269–287.
  • Хорунжий С.Н. Религиозная мораль в историческом контексте нормативного содержания современной правовой среды // Юридическая наука. 2016. № 2. С. 54–57.
  • Чернобель Г.Т. Идеологическая константность права // Журнал российского права. 2016. № 2. С. 5–15.
  • Эбзеев Б. С. Конституция, власть и свобода в России: опыт синтетического исследования. М., 2014.
font-style